Осознание личной безопасности: нужно ли пристегиваться в автомобиле

31.03.2013

Госавтоинспекция МВД России подводит итоги еженедельных социологических исследований.

Один из самых старых, распространенных и живучих среди автомобилистов мифов, оправдывающих неиспользование ремней безопасности, что ремни якобы «ограничивают свободу», а в случае аварии душат или режут — одним словом, наносят человеку дополнительные травмы. Конечно же, это всего лишь миф. Эффективность ремней безопасности при желании можно проверить самостоятельно на скорости не более 20 км/час. Даже такой скорости достаточно, чтобы при резком торможении ощутить силу инерции и оценить необходимость такого изобретения, как ремень безопасности.

Из-за того что водители и пассажиры часто не пристегиваются, последствия автоаварий оказываются намного тяжелее, чем могли бы. Анализ более 100 тысяч ДТП свидетельствует, что непристегнутые пассажиры задних сидений представляют наибольшую опасность для водителя и пассажира, сидящего спереди. Почти 80 процентов пассажиров передних сидений могли бы выжить, если бы пассажиры на задних сиденьях были пристегнуты.
И тем не менее в России далеко не каждый водитель или пассажир считает обязательным пристегнуться в автомобиле.

Госавтоинспекция МВД России подводит итоги еженедельных опросов, проведенных на официальном сайте.

За прошедшие шесть недель в голосовании приняли участие более 54 тысяч посетителей Интернет-сайта. Вниманию респондентов было предложено несколько блоков вопросов, так или иначе касающихся проблем использования средств пассивной безопасности в автомобиле. Проведенное социологическое исследование позволило определить мнение респондентов относительно необходимости пристегиваться не только на переднем, но и на заднем пассажирском сидении, о том, насколько водители ответственны по отношению к своим пассажирам и напоминают ли им о том, что нужно воспользоваться ремнем безопасности. Участники исследования высказались относительно того, что, по их мнению, могло бы стимулировать людей использовать средства пассивной безопасности — усиление ответственности, осознание личной безопасности, собственный печальный опыт участия в ДТП или дополнительный контроль со стороны ГИБДД.

Проведенное общественное голосование показало, что 50% опрошенных всегда пристегиваются, независимо от того, в каком качестве они занимают место в автомобиле — водителя или пассажира. 23% респондентов считают, что на заднем сидении можно не пристегиваться, а 17% пользуются ремнями безопасности в зависимости от обстоятельств – видимо, имеется в виду при поездке по городу или на загородных автотрассах, при поездках на короткие либо большие расстояния. 10% опрошенных сообщили, что вообще не считают нужным пристегиваться.

О том, кто должен контролировать использование ремней безопасности и кто его контролирует на самом деле, мнения разошлись. Ответы респондентов поделились почти поровну: 49% опрошенных полагают, что пассажир должен сам отвечать за соблюдение правил использования ремней безопасности, практически столько же - 48% респондентов – возложили ответственность на водителя. Меньшинство - 3% проголосовали за вариант «сотрудники ГИБДД». При этом, как отметили респонденты, сейчас водители всегда просят пристегнуться 38% опрошенных, 29% просят пристегиваться только пассажиров на переднем сидении, 21% вообще не просят пристегиваться.
На вопрос «Что может решить проблему неиспользования ремней безопасности?» большинство участников опроса (58%) сообщили, что на это может повлиять только осознание и понимание личной безопасности. Что же касается усиления наказания за игнорирование правил использования ремней пассажирами, мнения вновь разделились практически поровну.

По данным последнего опроса на сайте Госавтоинспекции МВД России, в котором поучаствовало 7 846 человек, 3 029 (39%) респондентов высказались за усиление наказания и немного больше 3 104 (40%) опрошенных — против. 1 713 (22%) участников опроса поддерживают усиление наказания за неиспользование ремней безопасности только при перевозке несовершеннолетних пассажиров.

Исходя из полученных в ходе опросов данных, можно с уверенностью говорить о том, что дальнейшая информационная и разъяснительная работа с участниками дорожного движения в этой сфере необходима. В ближайшее время Госавтоинспекция МВД России совместно с общественной организацией «Движение без опасности» планирует проведение широкомасштабной социальной кампании, посвященной использованию ремней безопасности. Главной целью кампании станет снижение числа жертв дорожно-транспортных происшествий, в том числе среди детей-пассажиров, из-за неиспользования или неправильного использования ремней безопасности для фиксации детских удерживающих устройств.

назад к новостям